Вы можете БЕСПЛАТНО задать вопрос юристу онлайн

  • Для всех регионов РФ доступна бесплатная онлайн консультация;
  • Для жителей Москвы и МО, Санкт-Петербурга и области существуюет бесплатная горячая линия;

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Понятие квалифицированной юридической помощи

Теория права богата знаниями, что свидетельствует о развитости ее понятийного аппарата, который, в свою очередь, позволяет углублять дальнейшее изучение новых явлений и процессов. Как верно отмечает Васильев А.М., «Правовые научные понятия – это содержательные, предметные образы, которые воспроизводят в мышлении объективную суть реальных процессов правовой действительности и отношений, существующих в ней, и выражают специфически правовую качественную определенность данных процессов и явлений».

Теоретико-правовые проблемы правового регулирования квалифицированной юридической помощи обусловлены недостаточным осмыслением на доктринальном уровне понятий «квалифицированная юридическая помощь», а также «право на квалифицированную юридическую помощь». В настоящее время единое определение данных понятий законодателем не выработано. Кроме того, отмечается отсутствие терминологического единства в научной и учебной юридической литературе. Сложившуюся ситуацию принято характеризовать в качестве терминологического хаоса.

Так, коллектив авторов под руководством Качалова В.И. рассматривает юридическую помощь в качестве системы неких мероприятий, которые ориентированы на обеспечение и защиту прав и интересов граждан, а также юридических лиц. Данные мероприятия реализуются специально созданными органами (адвокатурой, нотариатом, охранными службам).

Миронов А.Л. разграничивает понятия «правовая помощь» и «юридическая помощь», поскольку первое употребляется в ходе обеспечения государствами международных правоотношений, в частности, содержит в себе обмен документами, осуществление процессуальных действий. Вторая же правовая категория представляет собой сложную и согласованную совокупность большого количества составляющих, к которым относятся предмет, субъекты, цели, а также качество помощи в юридической сфере.

Обращаясь к позднелатинскому (средневековому) языку отметим, что понятие «квалификация» состояло из таких слов как «qualification» - какой, какого качества, «facio, factum» - делать. То есть, согласно переводу, юридическая помощь должна быть сделана (оказана) качественно. Понятие «квалификация», в переводе с современного латинского «qualis» обозначает «какой, качество, какого качества».

Советский лингвист Ожегов С.И. дает следующие трактовки. «Квалификация» - степень годности к какому-нибудь делу, уровень подготовленности; «квалифицированный» - имеющий высокую квалификацию, опытный, требующий специальных знаний; «квалифицировать» - установить степень чьей-нибудь подготовки, годности к чему-либо. Таким образом, употребляя термин «квалифицированная юридическая помощь» следует понимать его, прежде всего, как качественную, высоко оцениваемую помощь.

Примечательна научная позиция Панченко В.Ю., согласно которой термин «квалифицированность» применительно к юридической помощи означает некую меру качества, уровень и характеристику самой деятельности в зависимости от точности, сложности, а также от правил, средств и методов оказания юридической помощи.

Термин «квалифицированная юридическая помощь» встречается в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Закон не определяет рассматриваемое нами понятие, а лишь указывает на то, что адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую лицами, получившими статус адвоката, на профессиональной основе. Кроме того, по мнению Баева А.А., следует не отождествлять адвокатскую деятельность и оказание квалифицированной юридической помощи, поскольку первое является лишь разновидностью или формой второго.

Закомолдин А.В. говорит о квалифицированной юридической помощи как о деятельности определенных нормами международного и внутригосударственного права субъектов. Данная помощь заключается в разъяснении смысла установлений нормативных правовых актов, а также в применении правовых средств с целью защиты прав и свобод каждого. Под определенными субъектами автор подразумевает профессиональных юристов.

По мнению Невской О.В., это «деятельность лиц, обладающих специальными познаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг».

В свою очередь, Кудрявцева А.В. говорит о квалифицированной юридической помощи как о консультационных услугах, представительстве интересов.

Орлов А.В. ставит во главу угла оказания данной помощи адвоката, то есть лица, действительно имеющего соответствующие профессиональные навыки.

Смагин Г.А. представляет квалифицированную юридическую помощь в качестве законной гарантии возможности лица получить необходимую помощь от таких лиц, которые обладают специальными юридическими знаниями и умениями, позволяющими эффективно защитить и отстоять свои права и законные интересы. Кудрявцев В.Л. дает похожее определение. Квалифицированная юридическая помощь – это деятельность адвоката или иного лица, которое способно, по мнению обратившегося, оказать данную помощь.

Вышеуказанные подходы к определению понятия «квалифицированная юридическая помощь» представляются в качестве институциональных, поскольку основной их характеристикой является выделение субъекта оказания такой помощи.

Азизова О.А. и Мухудинова Н.Р. сводят данное понятие только к уголовно-правовой сфере, отмечая целенаправленную деятельность адвоката по содействию лицу, вовлеченному в уголовный процесс, или же деятельность уполномоченных субъектов в уголовном судопроизводстве в целях защиты прав и свобод каждого.

Как представляется, приведенные трактовки не дают конкретного понятия «юридической помощи», а указывает на возможность его раскрытия через другие понятия – составляющие юридической помощи. Нельзя согласиться с тем, что квалифицированная юридическая помощь – это деятельность только адвоката, а также, что эта помощь оказывается только лишь в уголовном процессе, поскольку, круг субъектов, оказываемых данную помощь велик, а сама квалифицированная юридическая помощь может быть оказана в любом виде судопроизводства. К тому же, если бы квалифицированную юридическую помощь была обязана оказывать только адвокатура, то возникает вопрос: почему Конституция Российской Федерации это прямо не предусмотрела?

Кроме того, представляются неполными определения Смагина Г.А. и Кудрявцева В.Л., поскольку в первом случае не называются конкретные лица, способные оказать юридическую помощь, а во втором – вовсе в роли субъекта оказания квалифицированной юридической помощи говорится о любом лице.

Говоря о понятии «право на квалифицированную юридическую помощь», стоит сказать, что здесь мнения ученых-специалистов также расходятся. Одни полагают, что данное право следует трактовать в качестве гарантированной Конституцией Российской Федерации возможности лица обратиться к адвокату, поскольку именно на него государство возложило публичную обязанность оказать каждому высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи. Другие же считают, что это обладание социальным благом, в частности, юридическими знаниями, умениями и навыками, которое может позволить человеку эффективно защитить и отстоять свои права и законные интересы. Третьи полагают, что это право на обращение к адвокату, юристу, государственному или муниципальному служащему за получением той или ной юридической консультации, за защитой нарушенных прав.

С точки зрения Ботнева В.К., это самостоятельное конституционное право, выступающее в качестве обеспечительной конституционной гарантии и способа реализации защиты других конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Представляется своевременным предложить следующие определения понятий «квалифицированная юридическая помощь» и «право на квалифицированную юридическую помощь».

Поскольку понятие содержит в себе уточняющий критерий помощи, в частности такой как «квалифицированная», то следует обязательно указать круг субъектов, которые способны оказать не просто юридическую помощь, но и обеспечить ее достаточной высокий уровень, быть ответственными за ее качество. Помимо этого, внимания заслуживает и указание на то, что данное право является конституционным, а также подкрепленным международно-правовыми стандартами.

Под правом на квалифицированную юридическую помощь следует понимать закрепленное международно- правовыми стандартами и Конституцией Российской Федерации право каждого на обращение в государственные органы, а также в негосударственные организации и к иным субъектам оказания квалифицированной юридической помощи с целью осуществления и защиты своих прав, свобод и законных интересов.

Кроме того, квалифицированная юридическая помощь представляется в качестве такой деятельности государственных органов, негосударственных организаций, а также индивидуальных субъектов оказания данной помощи, которая основана на юридических знаниях, умениях и навыках, осуществляется при соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых контролем, а также является максимально положительным результатом для обратившегося за помощью лица.

Таким образом, определения рассмотренных понятий нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении не только в доктрине, но и на законодательном уровне.

Список литературы

1. Азизова О.А. Адвокат как участник уголовного судопроизводства со стороны защиты : дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 17.

2. Баев А.А. Понятие и сущность квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2013г. - № 3-2.– С. 63.

3. Ботнев В.К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дисс. … док. юрид. наук. Москва, 2013 г. С. 13.

4. Васильев А.М. Правовые категории. Изд-во «Юридическая литература», 1976. С. 57.

5. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве. М., 2005. С. 132-133.

6. Закомолдин А.В. Квалифицированная юридическая помощь в системе гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. право, 2008г. - № 2. – С. 30.

7. Качалов В.И., Качалова О.В., Егорова Е.В. Оказание юридической помощи населению в РФ: Учебное пособие – М.: МГИУ, 2007. – С. 6.

8. Кудрявцев В.Л. Конституционно-правовые основы института квалифицированной юридической помощи в российской уголовном судопроизводстве. – М: Издательство «Юрлитинформ», 2007. С. 32.

9. Кудрявцева А.В. Участие адвоката-защитника на стадии предварительного расследования и в суде первой инстанции: Монография / А.В. Кудрявцева, В.С. Попов. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2006. С. 156.

10. Манафов А.Г. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 6.

11. Миронов А.Л.Реализация конституционного права человекам гражданина

1. на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия: Дисс. . канд. юрид. наук. Москва, 2009г. – С. 43-44.

12. Мирошенкова В.И. Lingua Latina: Учебник для вузов / В.И. Мирошенкова, Н.А. Федоров. – 7-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2005. – С. 374.

13. Мухудинова Н.Р. Конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи - гарантия обеспечения прав участников российского уголовного судопроизводства // Социально- политические науки, 2012г. - № 1. – С. 120.

14. Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат, 2004г. - № 11. - С. 39.

15. Орлов А.В. Конституционные нормы, обеспечивающие обвиняемому право на защиту в российском уголовном процессе : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 9

16. Словарь русского языка. Ожегов С.И. под общей редакцией академика С.П. Обнорского. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва, 1952. С. 238.

17. Смагин Г.А. Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 21.

Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

Виды квалифицированной юридической помощи

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1).

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.

1. Понятие, формы и значение юридической помощи

1.1 Понятие юридической помощи

юридическая помощь адвокатура нотариат правоохранительный

Раз уж пошла речь о понятии юридической помощи и ее назначении, я постараюсь дать определение юридической помощи. Тут надо оговориться, что теоретически, понятия юридическая помощь и юридических услуг равнозначны, однако на практике принято использовать понятие юридических услуг для обозначения платной деятельности, а юридической помощи - для бесплатной деятельности. В свое работе я буду исходить из теоретического понятия, что юридическая помощь есть юридические услуги.

Итак, юридическая помощь это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой). Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи. Это положение, гарантированное Конституцией РФ, говорит о том, что все люди (это и адвокаты, и нотариусы, и люди, занимающиеся иными видами оказания юридической помощи)^, занимающиеся оказанием юридической помощи должны иметь высшее юридическое образование. Тем самым обеспечивается квалифицированность помощи.

Что касается лица, которому оказывается помощь, то это может быть как физическое лицо, причем всех статусов - гражданин страны, иностранный гражданин, а также лицо без гражданства, - так и юридическое лицо. Иногда предприятия и организации в своем составе образуют юридические отделы, которые работают, соответственно, на данную организацию или предприятие и оказывают ему и только ему юридическую помощь. Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги. В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция гарантирует оказание юридической помощи бесплатно в определенных случаях. Этот принцип содержится в уже приведенной выше ст. 48 Конституции РФ. Однако условия предоставления юридической помощи бесплатно в ней не оговариваются, а содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах.

В ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР установлено, что коллегии адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь, в частности, истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.

Президиум коллегии адвокатов, а также заведующий юридической консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи полностью или частично с учетом имущественного положения и по другим причинам. Расходы по оказанию юридической помощи в указанных случаях берет на себя коллегия адвокатов или государство^.

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам.

Актуальной является проблема причисления или не причисления организаций оказывающих юридическую помощь к правоохранительным органам. Эта проблема возникает в силу того, что законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому разные школы и отдельные ученые и исследователи трактуют проблему по-разному. Школа нашего юридического факультета МГУ отвечает на этот вопрос «причисляются». Несмотря на то, что многие организационные формы оказания юридической помощи с натяжкой можно назвать органами, тем более лишь малая их часть является государственной, они выполняют функцию сходную с функцией правоохранительных органов - охрана прав и законных интересов человека и гражданина, а также предприятий и организаций. И в учебнике «Правоохранительные Органы» под редакцией заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора в МГУ К.Ф. Гуценко прямо сказано, что одним из направлений правоохранительной деятельности является оказание юридической помощи. Критерием же причисления той или иной организации к правоохранительным органам решается удельным весом правоохранительной деятельности этой организации в общей массе ее деятельности. Учреждения по оказанию юридической помощи по этому критерию подпадают под правоохранительные органы.

Но тут может родиться много возражений. Во-первых, под определение правоохранительной деятельности юридическая помощь явно не подходит: большинство органов и организаций, оказывающих юридическую помощь, не являются государственными; не все они являются специально уполномоченными органами, многие структуры не применяют юридических мер воздействия. Во-вторых, многие исследователи сужают понятие правоохранительной деятельности до неузнаваемых размеров (например, до органов занимающихся охраной правопорядка), вследствие чего юридическая помощь (и не только она) выпадают из понятия правоохранительной деятельности. Последнее мнение, на мой взгляд, является ошибочным, и я не соглашусь со сторонниками сужения понятия. Ведь тут надо помнить о том, что правоохранительная деятельность - это деятельность по охране всех прав и свобод человека, а не какой-то их части. Это и гражданские и экономические и политические и социальные и другие, а не только отдельная их группа.

Я считаю, что этот нелегкий спор был усугублен введением этих пресловутых «иных форм организации юридической помощи», которые и привели к полной неопределенности. Если нотариат и адвокатуру с натяжкой можно назвать правоохранительными органами, то эти иные виды юридической помощи по всем параметрам не подпадают под определение правоохранительного органа. Поэтому можно говорить о влиянии времени, так как иные формы организации юридической помощи появились совсем недавно с возникновением демократического государства, в котором необходимо предусмотреть органы и организации, занимающиеся реальной защитой прав и интересов граждан во всех сферах общественной жизни. Соответственно нужно определиться: или исключить все негосударственные учреждения по оказанию юридических услуг из списка правоохранительных, или изменить понятие правоохранительного органа и правоохранительной деятельности. Я придерживаюсь первой точки зрения и считаю, что юридическая помощь - это достаточно широкий круг органов, организаций и учреждений обладающий множеством отличий, для того чтобы рассматривать его независимой от правоохранительных органов единицей.

Другое дело, что если исключить все негосударственные формы оказания юридической помощи из числа правоохранительных, тогда произойдет разрыв и нарушится единство форм, а этого допустить нельзя. Но для того чтобы иметь возможность судить о формах юридической помощи, необходимо рассмотреть это формы.

1.3 Формы оказания юридической помощи

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.

Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.

И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР 20 ноября 1980 г. и иными законодательными актами Российской Федерации. Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП.

Основными направлениями деятельности адвокатуры являются:

дача консультаций по юридическим вопросам, справок по действующему законодательству;

выступление в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном судопроизводстве; это важное право и направление адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу - важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи.

осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам;

оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией;

Адвокаты организуют коллегии адвокатов - это, согласно Положению об адвокатуре в РСФСР, добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии.

Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

Но возникает проблема законодательства, так как Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции.

Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма "официальных" коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры - занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.

Нотариат - это тоже очень интересная форма организации юридической помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем более, его государственная часть, которая по всем признакам является правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между участниками договорных отношений. Важно то, что после освидетельствования у нотариуса юридический факт становится практически неоспоримым, т.е. если нотариус заверяет сделку с имуществом, то действительность этой сделки фактически не может быть подвергнута сомнению. И стороны не пойдут в суд для оспаривания некоторых ее условий, так как они в присутствии нотариуса изъявили желание заключить эту сделку, о чем есть нотариальная запись, т.е. нотариус официально зафиксировал, во-первых, правомерность заключения сделки, а во-вторых, желание сторон. Кроме того, нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Нотариусы, как и адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для принятия человека в ряды нотариусов.

Этот механизм описан в основном законе о нотариате - Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец, в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных палатах.

Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он состоит из трех частей - государственного нотариата, частного нотариата и должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то: удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты - в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии - в Федеральный союз адвокатов России (традиционные коллегии).

Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и сам частный нотариус действует от имени государства.

Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия»^. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного. Какие же основания у него для такого утверждения?

«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия».

На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами: общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства; это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и суд и нотариат осуществляют властные полномочия).

Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате (ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.

В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид нотариата - частный - произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать отношения между частными и государственными нотариусами, которые действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе, создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за клиентов.

Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно урегулировать все противоречия и проблемы.

На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить, что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты очень напоминают коллегии, - они обладают схожими функциями (повышение квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и представляют собой самоуправляющиеся организации.

Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы организации юридической помощи»

Иные организационные формы оказания юридической помощи

В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще более или менее понятно - существовало Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.

Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно. Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия Положения эта ситуация еще больше усугубилась.

Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи, которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные формы не обладают надлежащими признаками, например, основным конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому юридическому лицу или частному предпринимателю.

Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф. Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют «иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того, параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в традиционные коллегии.

Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому просто невозможно привести характерные организационные формы, круг возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для определенной организации, или их публикация в периодическом издании; аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности.

И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как отмена лицензирования юридических услуг - это шаг явно непродуманный, а может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической помощи.^ Теперь же этот принцип фактически необязателен.

Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ;

стаж работы по юридической специальности не менее трех лет

для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу юридической деятельности.

2. Значение юридической помощи в современной России

Много раз в предшествовавшем повествовании упоминалось нынешнее состояние юридической помощи в России, новые шаги в законодательстве и значение этих шагов и юридической помощи в целом. В последние годы в стране заметно возрос спрос на юридические услуги. Это связано со всеми Великими Переменами, которые произошли в нашей стране в последнее время. Существенным изменением стало внедрение рыночных отношений в общественную и экономическую жизнь. Это изменение самым существенным образом повлияло на юридическую помощь. С возникновением и развитием рыночных отношений появилось много новых частнособственнических и гражданских отношений, которые урегулировались законом, соответственно участники этих отношений нуждались в помощи по разъяснению им этого законодательства. С другой стороны, все законодательство в какие-то несколько лет было в корне изменено или хотя бы частично отредактировано государственными органами различного уровня, и уже каждый гражданин нуждался в юридической помощи по новому, еще незнакомому и непонятному, законодательству. Государственная система правового обслуживания перестала справляться с потребностями новых рыночных отношений в обществе. Это способствовало возникновению коммерческих структур, основной или вспомогательной функцией которых стало оказание различных юридических услуг организациям и гражданам. Частным бизнесом на этом поприще начали заниматься и некоторые юристы-предприниматели. Рынок юридических услуг стал более эффективным и разнообразным. Это стало прибыльно и популярно, и теперь это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Появилось огромное количество новых форм организации юридической помощи, причем это связано не только с изменениями в государственном строе, но и с техническими нововведениями. Скажем, появились юридические фирмы, занимающиеся систематизацией и изданием нормативно-правовой базы на компьютерных носителях, публикация и возможность оказать помощь в поиске необходимого нормативно-правового акта в Глобальной Сети Интернет и т.д. Стремительно ворвавшись в нашу жизнь, юридическая помощь и в частности платные юридические услуги сразу же стали привычным и даже само собой разумеющимся явлением.

На самом деле, все новые формы юридической помощи не могли не возникнуть в новых условиях, так как для них была ниша, и они были востребованы населением.

Ни для кого не секрет, что очень многое изменилось в России за последние всего лишь десять лет. В лучшую или худшую сторону - решать не мне и не всем нам. Однако о некоторых вещих мы все же можем сказать с уверенностью. Я считаю, что все же, несмотря на все сегодняшние недостатки юридической помощи (законодательная и теоретическая несовершенство) - сейчас это намного более прогрессивный и демократичный вид юридической помощи, чем он был раньше, при советской власти. Пусть даже сейчас он работает не так хорошо, как тогда, ведь это вопрос времени, а не вопрос отсталости или антидемократичности идей. Сам факт, что впервые за долгие годы разрешено создавать юридические фирмы на коммерческой основе для помощи нуждающимся в них людям, что фирмам позволили представлять интересы этих людей в суде, что позволили юристам, не желающим входить в коллегии адвокатов, создавать свои коллегии, - все это не может расцениваться никак кроме прогресса, движения вперед, к лучшему и совершенному устройству государства и общества, организаций и сообществ, к полной выполнимости незыблемых демократических принципов: свободы, равенства людей, неприкосновенности личности, правосудия!…

Размещено на Allbest.ru

Понятие юридической службы и основные элементы системы оказания юридической помощи населению в Российской Федерации. Характеристика государственной, негосударственной и частной юридической помощи. Проблемы и пути развития юридической помощи в России.

Адвокатура до судебной реформы 1864 года. Присяжные поверенные и частные поверенные. Адвокатское право в период революций 1917 года. Главные пути оказания юридической помощи населению. Закон об адвокатуре 2002 г. Закон о бесплатной юридической помощи.

Понятие и значение квалифицированной юридической помощи. Правовое обоснование адвокатской деятельности в Республике Казахстан. Назначение и функции адвокатуры, принципы оказания юридической помощи населению. Статус адвоката, организация его деятельности.

Обобщение некоторых проблем становления концепции института юридической помощи в Российской Федерации. Конституционное и законодательное регулирование права на получение квалифицированной юридической помощи. Законы, регулирующие деятельность адвокатуры.

Источники правового регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи. Категории граждан, имеющих право на ее получение. Субъекты государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, пути решения возникающих проблем.

Адвокатура как независимая добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Признаки адвокатской деятельности. Права и обязанности адвокатов. Разграничение видов юридической помощи.

Оказание квалифицированной юридической помощи населению. Развитие судебного представительства. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры на современном этапе. Принципы функционирования адвокатуры и формы адвокатских образований в России.

Требования к кандидатам и порядок приобретения статуса адвоката. Принципы деятельности адвокатуры. Правила сохранения профессиональной тайны. Формы адвокатских образований. Правовые основы оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации.

Перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно. Возмещение размера вознаграждения адвокатам при оказании бесплатной юридической помощи. Перечень документов, необходимых для получения гражданами России бесплатной юридической помощи.

Особенности и сущность развития двух институтов оказания юридической помощи: адвокатуры и деятельности юристов-лицензиатов. Формы аттестации юристов в Республике Беларусь. Правовые основы деятельности адвокатуры. Принцип работы Конституционного суда РФ.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Оказание квалифицированной юридической помощи

Проект закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ", не успев родиться, вызвал скандал в адвокатском сообществе.

На только что прошедшем исполкоме крупнейшего объединения профессиональных защитников - Гильдии российских адвокатов - законопроект был подвергнут, по выражению одного из участников, полной обструкции как лоббистский, противоречащий закону об адвокатской деятельности и направленный на ликвидацию традиционной российской адвокатуры.

Пролить свет на причины такой реакции мы попросили президента Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева, который, будучи депутатом Госдумы, активно участвовал в подготовке и принятии ныне действующего адвокатского закона.

Российская газета: Гасан Борисович, что за новшество предлагают авторы законопроекта и почему хорошая, казалось бы, цель - оказание квалифицированной юридической помощи нашим согражданам - встречает бурные протесты?

Гасан Мирзоев: Возражения вызывает не сама идея, а то, как ее хотят реализовать. Авторы документа предлагают наделить статусом адвоката всех юристов, которые отработали не менее двух лет на постоянной профессиональной основе в коммерческих и бизнес-структурах. Причем в обход существующих процедур, даже без сдачи квалификационного экзамена. На такой разовый "вход без пропуска" отводится шесть месяцев, после чего статья закона утрачивает силу.

РГ: Адвокатского полку прибудет - разве это плохо?

Мирзоев: Мы не против того, чтобы ряды адвокатов выросли. Вопрос в другом. Сейчас в составе адвокатских палат по стране трудятся чуть больше 60 тысяч профессиональных защитников. Прежде чем получить статус адвоката, они поработали помощниками у опытных профессионалов, в адвокатских бюро и коллегиях, прошли профотбор, получили хорошие рекомендации, сдали строгие квалификационные экзамены, принесли присягу и лишь затем стали членами адвокатских палат. Представьте себе, что будет, когда в это сообщество вольются сотни тысяч новых членов "с двухлетним стажем работы в качестве индивидуальных предпринимателей". В одной лишь Москве, где сегодня около 8 тысяч адвокатов, "примут" еще 150 тысяч "новобранцев".

Проект предусматривает также допуск "к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории РФ" иностранных граждан. Сколько еще добавится профессионалов с Украины, из Молдавии, Узбекистана, других стран ближнего и дальнего зарубежья, сказать трудно. Еще труднее предсказать, как все это "нашествие" отразится на качестве защиты прав и законных интересов доверителей.

РГ: Чем авторы объясняют необходимость разработки нового законопроекта?

Мирзоев: По их мнению, положение дел в оказании юридической помощи не во всем соответствует нашей Конституции. Правовые услуги порой оказывают люди, не отвечающие высоким профессиональным и моральным качествам. Поэтому предлагается исключить из этой сферы деятельности частнопрактикующих юристов и сотрудников юрфирм, не имеющих статуса адвоката. Но при этом наделить таким статусом практически всех, кто пожелает. Думаю, что это преждевременно.

РГ: Не секрет, что проблема качества действительно есть, причем она касается в том числе и самих адвокатов. Может быть, более строгий подход пойдет на пользу делу?

Мирзоев: Внешне все так и выглядит. В проекте приведен перечень лиц, кто сможет оказывать помощь: адвокаты, нотариусы, патентные поверенные. Но - с оговоркой: "если иное не предусмотрено федеральным законом". Однако Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы, Кодекс об административных правонарушениях допускают к участию в производстве в качестве защитника или представителя граждан и организаций и адвоката, и "иное лицо". УПК разрешает участвовать в уголовном процессе наряду с адвокатом близкому родственнику потерпевшего или иному человеку, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Так что эти вопросы фактически уже урегулированы, в том числе и деятельность адвокатов, нотариусов и патентных поверенных. Что же тогда регулирует новый законопроект? Похоже, что его положения носят исключительно декларативный характер и являются лишь еще одной попыткой внести очередные изменения в закон об адвокатуре.

РГ: На исполкоме Гильдии российских адвокатов, где присутствовало более двухсот человек из всех регионов страны, законопроект встретил активные возражения. Об этом говорил, например, вице-президент Федеральной палаты адвокатов, глава адвокатской палаты Московской области Алексей Галоганов. Помимо самих разработчиков, оценивал ли еще кто-нибудь их предложения?

Мирзоев: Нам известно, что отрицательные отзывы уже дали начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева, советник президента Вениамин Яковлев, а также Конституционный суд. У рядовых адвокатов остается лишь чувство недоумения и обиды: почему нашу судьбу кто-то опять пытается решать келейно, в тайне от адвокатской общественности, без всеобщего обсуждения? Об этом, в частности, и говорил Алексей Галоганов, посетовав, что его даже не пригласили на комиссию, где обсуждался законопроект. Если столь значимый документ вдруг выскакивает внезапно, словно черт из табакерки, это порождает у людей сомнения.

РГ: Если в ваши ряды вольются сотни тысяч новых адвокатов, это будет уже другое сообщество. Потребуются новые оргмероприятия, съезд, выборы президента и других руководящих адвокатских органов. Может быть, в этом и состоит главная суть?

Мирзоев: Имеется и более прозаическое объяснение - налоги, например. Сейчас многие юристы платят их как предприниматели, а став адвокатами, перейдут в иную категорию и хорошо сэкономят. Но дело не в этом. Еще раз подчеркну: ни я, ни мои коллеги не против расширения адвокатского сообщества. Но прием новых членов должен вестись исключительно на основе точного исполнения Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", в рамках принятых в сообществе процедур. Порядок для всех должен быть единым.

РГ: Жизнь идет, во многие законы вносятся изменения. И ваш, кстати, тоже не исключение.

Мирзоев: К сожалению, от того первоначального проекта прогрессивного, демократичного закона, который был внесен от имени президента, принят и подписан Владимиром Путиным, мало что осталось - последующие поправки его заметно выхолостили. А теперь вот вносится проект уже целого закона. Более того, как стало известно, готовится еще один законопроект о государственной юридической помощи малоимущим, который неминуемо потребует изменений и в законе об адвокатуре. На мой взгляд, нельзя все время находиться в стадии реформ. Надо когда-то остановиться и поработать, анализируя практику и результаты этой работы. А самое главное, советоваться с самими адвокатами, выносить новые идеи и предложения на общее обсуждение.

«Редакция «Российской газеты»

Рубрикатор:
Тематические проекты:
Совместные проекты:

Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Понятие юридической помощи гражданам

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 5383 раза

Амельков Н. С. Понятие квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве России // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 525-529. — URL https://moluch.ru/archive/53/7188/ (дата обращения: 22.01.2018).

В статье исследуются не закрепленное в российском законодательстве понятие квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе, критерии квалифицированности и субъекты ее оказания.

Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь, уголовный процесс, адвокат, критерии квалифицированности.

Конституция Российской Федерации (ст. 48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении данного права и создает гарантии получения юридической помощи любым нуждающимся в ней лицом.

В настоящее время в связи с непрерывным реформированием российского законодательства, развитием и усложнением правовой системы потребность в квалифицированной юридической помощи у населения возросла. Однако даже наличия юридического образования бывает недостаточным для защиты своих прав и законных интересов и оказания квалифицированной юридической помощи другим лицам. Вместе с тем, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь невозможно обеспечить эффективную защиту всех иных конституционных прав и свобод.

Особая необходимость в квалифицированной юридической помощи возникает в сфере уголовного судопроизводства. Например, лишение обвиняемого в совершении преступления права на получение квалифицированной юридической помощи является существенным нарушением уголовно — процессуального закона, что влечет за собой возвращение уголовного дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие нового процессуального решения. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона.

Более того, именно в сфере уголовного судопроизводства права и законные интересы не только подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, но и любого другого лица, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства, могут быть нарушены или ограничены в силу наличия властных полномочий у должностных лиц, государственных органов и суда.

Необходимость получения квалифицированной юридической помощи возникает уже в первоначальной стадии уголовного судопроизводства в различных формах: при подаче заявлении о преступлении, при участии в производстве процессуальных действий, связанных с проверкой сообщения о преступлении, в случае получения от лица объяснений, при явке с повинной, при задержании по подозрению в совершении преступления, а также при производстве допустимых здесь следственных действий, что требует нормативного закрепления понятия квалифицированной юридической помощи.

В общем виде под юридической помощью понимается деятельность, направленная на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также на обеспечение доступа к правосудию.

Уже на протяжении нескольких лет в России обсуждается проект Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» [1, с. 2], однако до настоящего времени данный закон не принят. В соответствии с проектом ФЗ «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» (ст. 2) под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. А под юридическими услугами понимается консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц в устной или письменной форме; подготовка и составление юридически значимых документов (заявлений, жалоб, ходатайств); защита и представительство в уголовном судопроизводстве; представительство и защита интересов юридических и физических лиц в органах государственной власти, правоохранительных органах, суде и т. д.

В свою очередь Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 2 ст. 2) говорит о том, что адвокат оказывает юридическую помощь посредством дачи консультаций и справок по правовым вопросам, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, участия в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве, представления интересов доверителя в органах государственной власти и т. д.

Таким образом, исходя из анализа законодательства, под юридической помощью понимается деятельность по предоставлению юридических услуг, заключающихся в консультировании по правовым вопросам, составлении юридически значимых документов, защите и представительстве физических и юридических лиц в государственных органах и суде.

Поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует закрепление понятия квалифицированной юридической помощи, в научной литературе существуют различные подходы к определению данного понятия.

Кашковский В. С. [2, с. 3] под юридической помощью понимает помощь, оказываемую в результате профессиональной деятельности юриста, основной целью которой является необходимое содействие в предупреждении нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов права, устранении или уменьшении неблагоприятных последствий такого нарушения и в восстановлении надлежащего положения субъекта права. По мнению автора, юридическая помощь представляет собой профессиональную юридическую поддержку самой правовой деятельности конкретного лица по реализации его прав, свобод, законных интересов в формах его полного или частичного замещения либо подготовки к ней.

Необходимо согласиться с мнением Печерского В. В. [3, с. 3], который под юридической помощью понимает активную профессиональную деятельность адвоката, направленную на защиту потенциально нарушаемых прав, свобод и правоохраняемых интересов физических и юридических лиц.

В международном праве (в том числе и в прецедентах Европейского суда по правам человека) устоялся термин «эффективная юридическая помощь», а в российском уголовно-процессуальном законодательстве он был трансформирован в термин «квалифицированная юридическая помощь».

Термин «квалификация», согласно переводу с латинского языка, состоит из слов «qualificatio» («какой, какого качества») и «facere» («делать»).

В российском уголовно-процессуальном законодательстве критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи не определены. В мировой юридической практике наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным условием, однако для оказания именно квалифицированной юридической помощи его не достаточно [4, с. 3]. В различных государствах критериями квалифицированности являются квалификационный экзамен, наличие юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз и т. д. Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается еще и тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные, моральные и этические требования. Однако соблюдение данных критериев еще не служит гарантией получения именно квалифицированной юридической помощи, необходимо обеспечение соблюдения всех условий в совокупности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.01.1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамова» говорится, что государство, гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностями государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь.

Таким образом, квалифицированная юридическая помощь должна быть оказана квалифицированными юристами, которые должны отвечать профессиональным и иным квалификационным требованиям и критериям. Подозреваемому, обвиняемому, свидетелю такая помощь может быть оказана только адвокатами, а потерпевший и гражданский истец вправе пользоваться помощью не только адвокатов, но и иных лиц, обладающих юридическими знаниями.

Как отмечает Резник Г. М. [5, с. 4], квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву — как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этический норм, придерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной быть не может.

Ларин Е. Г. [6, с. 4] под квалифицированной юридической помощью при производстве следственных действий понимает основанную на законе деятельность уполномоченных на то лиц, осуществляемую в связи с производством следственных действий, по своевременному оказанию содействия участникам уголовного судопроизводства в соответствии с обстоятельствами уголовного дела в целях реализации, защиты их прав, свобод и интересов, восстановления нарушенных прав, предотвращения незаконного ограничения прав и свобод.

Кашковский В. С. [2, с. 5] под квалифицированной юридической помощью предлагает понимать деятельность лиц, обладающих специальными знаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг. Вместе с тем, по смыслу ст. 48 Конституции РФ (ст. 48) имеются в виду не правовые услуги, а именно квалифицированная юридическая помощь.

Для определения понятия квалифицированной юридической помощи целесообразно выделить критерии квалифицированности юридической помощи. К таким критериям в научной литературе относят следующие:

- это оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам;

- особый субъект оказания юридической помощи, обладающий специальными знаниями в области права (профессиональность);

- использование законных средств и методов в процессе осуществления деятельности по оказанию юридической помощи (законность);

- системный характер деятельности по оказанию юридической помощи;

- предполагает оказание качественной юридической помощи.

- наличие верной правовой позиции, согласованной с доверителем, и ее надлежащая реализация в уголовном процессе;

- добросовестность осуществления деятельности для достижения ее максимальной эффективности.

Вместе с тем, из приведенного перечня только критерий профессиональности и законности при оказании юридической помощи можно отнести к критериям квалифицированности, поскольку добросовестность и согласованность позиции с доверителем относятся уже к личностным характеристикам конкретного лица, оказывающего юридическую помощь.

Также необходимо различать понятие «квалифицированная» и «эффективная» юридическая помощь. Квалифицированность более ориентирована на субъекта, оказывающего юридическую помощь, то есть на формальную сторону деятельности, на саму деятельность как процесс. Квалифицированность в смысле наличия специальной подготовки и соблюдения норм профессиональной этики указывает на то, что такой субъект потенциально способен совершить определенные действия, которые приведут к защите или восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов доверителя. Эффективность более ориентирована на результат деятельности, на ее содержательную сторону и указывает на то, что надлежащие действия в необходимом объеме и последовательности реально были совершены, что привело к защите прав, свобод и интересов доверителя.

Пробелом российского законодательства является отсутствие в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах указания на субъектов, имеющих право оказывать квалифицированную юридическую помощь. Таким образом, круг этих субъектов не ограничен законом.

Богатырев В. Н. и Барзилова Ю. В. [7, с. 6] в качестве таких субъектов называют адвоката, суд, прокурора, специализированные общественные и государственные организации (например, общественные объединения потребителей, антимонопольные органы), юридические службы в учреждениях, предприятиях, организациях, частные детективные службы. Вместе с тем, именно в уголовном судопроизводстве, где присутствует публичный интерес государства, в юридической помощи нуждаются лица, чьи конституционные права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены проводимыми процессуальными действиями (бездействием) и принимаемыми процессуальными решениями, соответственно, в качестве субъектов оказания юридической помощи могут выступать адвокаты, отвечающие профессиональным и этическим требованиям.

Основными субъектом оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве является адвокат.

Во-первых, адвокатская деятельность носит профессиональный характер. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» (ст. 1) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке. Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Он является независимым профессиональным советником по правовым вопросам (ч. 1 ст. 2).

Во-вторых, адвокат связан Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 г., который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности (ст. 1). В соответствии с Кодексом при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан сохранять честь и достоинство (ст. 4), профессиональную независимость (ст. 5), профессиональную тайну (ст. 6) честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законом средствами, уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей (ст. 8).

В-третьих, Конституция РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ выделяет случаи, когда только адвокат может быть субъектом оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве:

- адвокат допускается в качестве защитника по уголовному делу, а иные лица, в том числе близкие родственники и лица, о допуске которых ходатайствуют участники процесса, могут быть допущены в качестве защитника наряду с адвокатом только по определению или постановлению суда (ч. 2 ст. 49 УПК РФ);

- адвокат допускается в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ч. 1 ст. 45 УПК РФ);

- адвокат допускается в качестве представителя гражданского ответчика (ч. 1 ст. 55 УПК РФ);

- только адвокат может быть допущен в качестве защитника задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ);

- только адвокат выступает в качестве основного защитника в ходе судебного разбирательства;

- только адвокат может оказывать квалифицированную юридическую помощь свидетелю (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

Необходимо согласиться с мнением Кудрявцева В. Л. [8, с. 7], который утверждает, что квалифицированность юридической помощи связана, прежде всего, с субъектом ее оказания, с его деятельностью, а не с достижением положительного результата для доверителя, по которому можно было бы судить о том, квалифицированно она оказана или нет.

Следовательно, одним из критериев квалифицированности должна быть предусмотренная законом возможность привлечения субъекта, ее оказывающего, к юридической ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание юридической помощи.

В тоже время Конституция РФ (ч. 1 ст. 48) не ограничивает круг лиц, которые вправе оказывать квалифицированную юридическую помощь, предоставляя право установления критериев допуска таких лиц в отраслевом законодательстве. Однако применительно к подозреваемым и обвиняемым Конституция РФ (ч. 2 ст. 48) прямо указывает на адвоката, как защитника данных участников в уголовном судопроизводстве. В данном случае наличие или отсутствие публичных интересов является критерием, по которому определяется необходимость или ее отсутствие в предоставлении преимуществ для адвокатов при их допуске к оказанию юридической помощи.

Тем не менее, именно на адвоката возложена публичная обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, бесплатно. В соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) адвокат всегда будет являться субъектом оказания квалифицированной юридической помощи. В то же время, лицо имеет право обратиться помимо адвоката к иным лицам, способным, как оно полагает, оказать квалифицированную юридическую помощь, однако эти лица могут быть допущены в качестве защитника или представителя только по решению должностного лица органа государственной власти или суда, за исключением случаев, когда такая помощь может быть оказана только адвокатом либо наряду с ним. Однако именно у сфере уголовного судопроизводства лицам, принимающим в нем участие, необходимо предоставление больших гарантий соблюдения прав, свобод и законных интересов, чем в иных сферах, поскольку наличие властных полномочий у должностных лиц государственных органов и суда ставит их в неравное положение, а возможность обращения именно к адвокату, должно служить дополнительной гарантией соблюдения конституционных прав.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что для улучшения положения в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве необходимо решать многие вопросы. Так, в российском законодательстве до сих пор не закреплено понятие «квалифицированная юридическая помощь», не определены критерии квалифицированности такой помощи, не определены требования к квалификации лиц, призванных ее оказывать, а также перечень таких субъектов, что ставит под угрозу соблюдение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Таким образом, под квалифицированной юридической помощью в уголовном судопроизводстве необходимо понимать деятельность адвоката, осуществляемую на профессиональной основе, направленную на защиту и содействие в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, а также на обеспечение доступа граждан к правосудию.

В свою очередь к критериями квалифицированности юридической помощи необходимо отнести:

- специальный субъект оказания юридической помощи (лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, обладающее необходимым уровнем профессионализма, опыта работы);

- оказание юридической помощи на постоянной основе с соблюдением профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем;

- использование законных средств и методов в процессе оказания юридической помощи;

- предусмотренная законом возможность привлечения субъекта, ее оказывающего, к юридической ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание юридической помощи.

1. Проект Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» // http://advpalata-rt.ru/?action=showdocument&documentid=20.

2. Кашковский В. С. Юридическая помощь как правовая категория и социально-правовое явление: вопросы теории и практики // дисс. … к.ю.н., Тамбов. 2009. С. 39–42.

3. Печерский В. В. Юридическая помощь и юридическая услуга // Сборник КГУ «Юридическая наука и практика: вопросы теории и истории», К., 2004. С. 27.

4. Семеняко Е. В. Критерии квалифицированного и профессионального характера адвокатской помощи как ценностный аспект законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокатская практика. 2009. № 5. С. 32.

5. Резник Г. М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь // Адвокат. 2007. № 4. С. 12.

6. Ларин Е. Г. Обеспечение участников уголовного судопроизводства квалифицированной юридической помощью при производстве следственных действий // автореф. дисс. … к.ю.н., Омск. 2008. С. 8.

7. Богатырев В. Н., Барзилова Ю. В. Право граждан на юридическую помощь в условиях реформирования российского нотариата // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 15.

8. Кудрявцев В. Л. Концепции реализации конституционно — правового института квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2008. № 11. С. 37.

Юрист по финансовым вопросам

Услуги оказываются бесплатно без гарантии ответа и платно с гарантией ответа, ответ сразу. Вы задаете вопрос на сайте, после чего ожидаете ответа на почту либо в чате. Финансовое право онлайн: без регистрации, без телефона, круглосуточно, без звонков.

  • 1 Напишите

задать вопрос

  • 3 Ожидайте

    Нужен юрист по финансовым вопросам?

    Получите консультацию юриста онлайн, просто заполните форму ниже. Опишите свой вопрос максимально подробно, с деталями, в этом случае мы сможем максимально помочь с вашей проблемой.

    Консультация финансовых юристов

    Консультация юристов и адвокатов финансовых юристов осуществляется круглосуточно, без выходных (в выходные).

    телефон

  • 2 Напишите

    текст вопроса

  • 3 Нажмите

    позвонить юристу

  • 4 Ожидайте

    Как позвонить юристу финансовых юристов?

    Обратиться по финансовым вопросам. Если вам нужна помощь по телефону, оставьте свой номер в форме ниже. Специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

    ВСЕ ВОПРОСЫ АНОНИМНЫ

    Работаем круглосуточно, отвечаем на срочные вопросы

    в течение 1 часа - ответ сразу

    Вопросы и ответы финансовых юристов:

    Получить консультацию юриста — просто

    Вам готовы помочь 6 юристов прямо сейчас

    Консультации юристов и бухгалтеров онлайн с 2015 - 2018 г.