Вы можете БЕСПЛАТНО задать вопрос юристу онлайн

  • Для всех регионов РФ доступна бесплатная онлайн консультация;
  • Для жителей Москвы и МО, Санкт-Петербурга и области существуюет бесплатная горячая линия;

Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист

Юридические аспекты оказания неотложной медицинской помощи

Понятие, формы и уровни бесплатной медицинской помощи. Виды ее оказания на этапах медицинской эвакуации. Неотложные меры при состояниях, угрожающих жизни раненых и больных. Группы мероприятий квалифицированной хирургической и терапевтической помощи.

Медико-тактическая характеристика катастроф. Организация оказания неотложной медицинской помощи при ДТП. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма. Особенности ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте.

Общая характеристика гипертонического криза: этиология, патогенез, киническая картина. Основные симптомокомплексы для различения кризов первого и второго порядков. Типичные осложнения при заболевании, порядок и методы оказания первой неотложной помощи.

Проявление ларингоспазма у детей и особенности его протекания. Описание процесса приступа. Причины воспаления слизистой оболочки гортани и трахеи. Клиника заболевания. Этапы оказания неотложной помощи медицинской помощи. Показания к трахеостомии.

Клиника, алгоритм диагностики острой кишечной непроходимости у детей. Принципы неотложной помощи и доказательной медицины при аппендиците. Госпитализация больного в хирургическое отделение. Проведение диагностику инвагинации, исследование лапароскопией.

Вопросы этиологии и патогенеза дисфункциональных маточных кровотечений. Тактика оказания неотложной помощи при дисфункциональных маточных кровотечениях на догоспитальном этапе. Действия фельдшера при оказании скорой и неотложной помощи пациенткам.

Правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Оказание скорой медицинской помощи. Система стационарной медицинской помощи населению. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями.

Неотложные состояния в педиатрии. Симптомы аллергических состояний, требующих неотложной помощи. Показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста. Рост, масса тела и окружность грудной клетки. Питание детей до 3 лет.

Краткая характеристика республиканской клинической больницы. Работа с медицинскими средствами и оборудованием. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении. Оказание доврачебной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях.

Состав аптечки. Виды переломов костей. Транспортная иммобилизация. Травма черепа и наложение повязки "чепец". Способы остановки венозного и артериального кровотечения. Поверхностные ожоги кожи. Контузии и обмороки. Оказание первой помощи пострадавшему.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Консультация юриста по медицинским вопросам

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы в области медицинского права, заполняйте предлагаемую форму, и в ближайшее время вы получите грамотный толковый ответ, который поможет вам определиться с дальнейшими действиями Горячая телефонная линия юриста по праву Режим работы юристов: с 9 до 21 по местному Заявка юристу по медицинскому праву право в России на сегодняшний день находится в неустойчивом состоянии развития и становления, так как эта правовая система регулирования отношений сравнительно недавно появилась на отечественном рынке.

который вызвал кратковременное расстройство здоровья в виде нарушения функций какого-либо органа или утрату общей трудоспособности до 10% или заболевания продолжительностью от 6 до 21 дня.

Вред здоровью средней тяжести — не опасный для жизни вред, вызвший длительное расстройство здоровья (заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительнее 3 недель) или значительную утрату общей трудоспособности (от 10 до 33% от общей трудоспособности).

Тяжкий вред здоровью — вред, опасный для жизни или повлекший за собой потерю слуха, речи, зрения (в т.ч.

Эта ветвь юриспруденции основана на слиянии знаний в области врачевания со знаниями юридическими, без этого оказание в медицине правовой помощи становится невозможным.

Все, кто считает себя пострадавшим от неквалифицированного лечения, имеют право на расследование конкретной ситуации и вынесение вердикта.

Однако острое желание задать вопрос медицинскому юристу зачастую появляется и у врачей.

Проблемы, в решении которых вам не обойтись без медицинского юриста Консультации юриста становятся необходимыми во многих случаях, однако можно выделить несколько общих проблем, с которыми имеет смысл обратиться за помощью: необходимость в защите прав, если вам или вашим близким нанесен урон в результате непрофессионального лечения; урегулирование конфликтов, возникших между пациентами и призванными оказывать им помощь медиками; разрешение споров между различными учреждениями.

Консультация юриста — онлайн: быстро, удобно, качественно Возможно, в вашем населенном пункте нет возможности воспользоваться услугами этого специалиста, или вам мешают обратиться к нему за помощью какие-либо причины.

Чаще всего помощь по медицинским вопросам нужна пациентам, здоровью которых причинён вред действиями работников медучреждений.

Юридическая консультация также необходима и врачам, которые не могут воспользоваться своими законными правами в полном объёме из-за препятствий, создаваемых здравоохранительной системой.

Консультация юриста по медицинским вопросам.

Юридическая помощь врачам и пациентам.

Юристы онлайн-центра Правовед.RU бесплатно помогают пациентам требовать страховые выплаты, моральные компенсации, возмещения затрат на лечение.

В данном процессе нелишними будут услуги медицинского юриста.

Медицинский адвокат в судебном порядке защитит Вас в случае некорректного обращения медперсонала в ходе диагностили, либо лечения.

Медицинский юрист поможет Вам добиться: – полной компенсации утраченных денег на проведенню диагностику или лечение; – компенсации морального вреда; – возврат прочих расходов (связанные с диагностикой и лечением); – возможность для долечивания.

Если медицинские услуги были некачественными, адресуйте письменную претензию руководству этого учреждения, указывая, какие дефекты или осложнения произошли после оказания медицинской услуги.

Вашу претензию проигнорировали – обращайтесь в суд, где Вы напишите исковое заявление к медучреждению с требованием компенсировать моральный ущерб.

Видео: Медицинский юрист.

Но вскоре пришло разочарование, потому что лечение, операция или диагностика были сделаны некачественно или попросту плохо.

В «Центре правовой поддержки» наши юристы помогут уладить все виды медицинских споров.

Когда может понадобиться помощь юриста?

Компенсация некачественных медицинских услуг в полной мере.

Компенсация расходов на диагностику и лечение в клинике, не связанных непосредственно с оказанными услугами.

Возможность пройти повторное лечение или завершить курс уже начатых процедур в клинике бесплатно на основе судебного постановления.

Как работает юрист?

Принесите на консультацию все имеющиеся у вас документы, договора, чеки и прочее.

Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

Порядок оказания бесплатной

С 15.01.2011 вступил в силу Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ.

Закон устанавливает основные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

К участникам государственной системы бесплатной юридической помощи относятся:

— федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

— органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения;

— органы управления государственных внебюджетных фондов;

— государственные юридические бюро.

В оказании гражданам бесплатной юридической помощи могут быть задействованы адвокаты и нотариусы. Согласно закону, организация участия адвокатов в деятельности государственной

системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой. Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, определяются нормативно-правовыми актами субъекта РФ.

Участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические

клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

Право на бесплатную юридическую помощь имеют:

— малоимущие граждане, чей доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации;

— инвалиды I и II группы;

— ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Советского Союза и Социалистического труда;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних;

— граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О

социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

— иные граждане в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Виды бесплатной юридической помощи:

— правовое консультирование в устной и письменной форме;

— составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

— представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в

случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством

Российской Федерации видах.

Бесплатная юридическая помощь может быть оказана, в частности, по следующим вопросам:

— сделки с недвижимостью (в случае, если квартира или жилой дом является единственным жилым помещением гражданина или его семьи);

— защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

— назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю

потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

— возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья,

связанным с трудовой деятельностью;

— предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной

помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

— установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

— реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

— обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц и т.д.

Адвокаты и юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам при

наличии справки органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере

социальной защиты населения, о среднедушевом доходе семьи (доходе одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца перед обращением. Указанную справку можно получить в Управлении Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по адресу р.п. Базарный Сызган, ул. Советская, д.68 2 этаж к. №6 т.22-3-96.

Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, при оказании им юридической помощи государственным юридическим бюро в виде устной консультации вместо справки о среднедушевом доходе семьи могут предъявить предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям граждан.

Правила оказания юридической помощи

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2014 года № 1131.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Вводится в действие с 1 января 2015 года

В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2012 года № 542 "Об утверждении Правил оказания социально-правовой помощи условно осужденным" (САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 46, ст. 623).

3. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2015 года и подлежит официальному опубликованию.

оказания социально-правовой помощи

лицам, состоящим на учете службы пробации

1. Настоящие Правила оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации, (далее – Правила) разработаны в целях реализации Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года, Закона Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года "О пробации" и определяют порядок оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации.

Сноска. Пункт 1 в редакции постановления Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Служба пробации оказывает содействие лицам, состоящим на учете в получении ими социально-правовой помощи.

3. Местные исполнительные органы, общественные объединения и иные организации оказывают социально-правовую и иную помощь лицам, в отношении которых применяется досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная пробация, в соответствии с индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – индивидуальная программа), разработанной службой пробации, и в соответствии с индивидуальной программой по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, разработанной службой пробации совместно с администрацией учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.

Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4. Оказание содействия в получении социально-правовой помощи осуществляется в отношении лиц, к которым применяется досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная пробация.

Служба пробации при постановке их на учет:

1) проводит изучение личности лица с установлением состояния здоровья, уровня его образования и занятости трудом, наличия места жительства, а также выясняет иные сведения, необходимые для определения объема социально-правовой помощи;

2) разъясняет порядок предоставления социально-правовой помощи.

Сноска. Пункт 4 в редакции постановления Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

5. По результатам изучения личности и жизненной ситуации лица сотрудник службы пробации в течение трех рабочих дней после постановки на учет составляет индивидуальную программу.

6. В индивидуальную программу включается информация о потребности в оказании социально-правовой помощи лицу, состоящему на учете службы пробации.

7. Первый экземпляр индивидуальной программы приобщается к:

1) контрольному делу осужденного условно;

2) личному делу осужденного к ограничению свободы;

3) накопительному делу условно-досрочно освобожденного из мест лишения свободы;

4) накопительному делу лица, освобожденного из мест лишения свободы, в отношении которого судом установлен административный надзор;

5) личному делу осужденного к лишению свободы;

6) накопительному делу лица, подпадающего под досудебную пробацию;

7) накопительному делу лица, которому лишение свободы заменено штрафом в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Республики Казахстан;

8) накопительному делу лица, отбывшего назначенный судом срок наказания в виде лишения свободы.

Второй экземпляр индивидуальной программы выдается лицу, состоящему на учете службы пробации под роспись.

Сноска. Пункт 7 в редакции постановления Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

8. В случае возникновения в период отбывания наказания лицом возможности получения дополнительной или иной помощи, лицу, состоящему на учете службы пробации, в индивидуальную программу по обоюдному согласию вносятся соответствующие корректировки.

В случае, если лицо, отбывшее наказание, не имеет или утратило жилье, сотрудник службы пробации при согласии лица направляет его в местные исполнительные органы для определения его в организации временного пребывания, оказывающие специальные социальные услуги.

Сноска. Пункт 8 в редакции постановления Правительства РК от 07.06.2016 № 336 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

9. Лица, освобожденные из мест лишения свободы условно-досрочно или в отношении которых судом установлен административный надзор, один раз в месяц являются в службу пробации с целью отчета о получаемой социально-правовой помощи.

10. В случае отказа лица, состоящего на учете службы пробации, в получении социально-правовой помощи, сотрудником службы пробации, а в отношении лица, подпадающего под пенитенциарную пробацию, совместно с сотрудниками учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, составляется соответствующий акт по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности, который приобщается к его делу.

Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

11. По истечении пробационного контроля, срока административного надзора и снятии с учета службы пробации, оказываемая государственными органами и иными организациями социально-правовая помощь продолжается согласно индивидуальной программе.

12. В течение трех рабочих дней после получения постановления суда, служба пробации направляет в местный исполнительный орган и организацию, оказывающую социально-правовую помощь, уведомление для ее приостановления в отношении лиц: объявленных в розыск; которым избрана мера пресечения "содержание под стражей".

13. Основным направлением социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации, является оказание содействия в получении образования, овладении профессией, трудоустройстве, лечении, а также обеспечении правовой помощи.

14. Медицинская помощь предоставляется в государственных организациях здравоохранения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Для оказания медицинской помощи служба пробации направляет копию индивидуальной программы в государственные организации здравоохранения по месту их жительства.

15. Лицо, состоящее на учете службы пробации с неоконченным средним образованием, службой пробации направляется в учебные заведения по месту жительства.

16. Правовая помощь лицам, состоящим на учете службы пробации, предусматривает следующие услуги:

1) оформление документов, имеющих юридическое значение, в случаях отсутствия у них средств, на получение положенных по законодательству социальных пособий, социальных выплат, для их подачи на трудоустройство, обучение, медицинскую помощь;

2) юридическое консультирование по установленным законодательством правам на социальную помощь, социальное обеспечение и способы защиты от их нарушений;

3) оказание содействия в получении установленных законодательством льгот, пособий и других социальных выплат, способствующего решению вопросов, создающих условия для выхода из трудной жизненной ситуации.

Для оказания правовой помощи служба пробации направляет копию индивидуальной программы в местные исполнительные органы по месту их жительства.

Сноска. Пункт 16 в редакции постановления Правительства РК от 07.06.2016 № 336 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

17. При оказании помощи в трудоустройстве лицу, состоящему на учете службы пробации, местные исполнительные органы осуществляют следующие мероприятия:

1) направляют безработных на имеющиеся в базе вакансий уполномоченного органа/центра занятости населения свободные рабочие места;

2) направляют безработных на социальные рабочие места;

3) направляют безработных с их согласия на общественные работы;

4) направляют безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству;

5) трудоустраивают по квоте рабочих мест.

18. В случае возникновения потребности вышеперечисленной категории лиц в получении иной помощи, служба пробации направляет копию индивидуальной программы в соответствующие организации по месту их жительства.

19. Направление копии индивидуальной программы в местные исполнительные органы, органы здравоохранения, образования и другие государственные, а также негосударственные организации службой пробации осуществляется в течение трех рабочих дней после составления индивидуальной программы.

20. Местные исполнительные органы, общественные объединения и иные организации после получения копии индивидуальной программы в течение пятнадцати дней информируют службу пробации о предоставляемой ими помощи или невозможности ее оказания.

21. Неправомерные действия сотрудников службы пробации, работников местных исполнительных органов, общественных объединений и иных организаций, оказывающих социально-правовую помощь, могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.

к Правилам оказания социально-

правовой помощи лицам,

состоящим на учете

Сноска. Приложение 1 в редакции постановления Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

(наименование службы пробации)

(начальник (старший инспектор, инспектор) службы пробации,

фамилия, инициалы сотрудника)

по результатам состояния здоровья, уровня образования и занятости трудом, наличия места жительства, а также иных сведений (лица, подпадающего под досудебную, приговорную или постпенитенциарную пробацию)

составил индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи

(фамилия, имя, отчество)

проживающий (ая) _________________________________________________________

нуждается в оказании следующей социально-правовой помощи:

1) получении медицинской услуги (при необходимости);

2) правовой помощи (при необходимости):

оформление документов, имеющих юридическое значение, в случаях отсутствия у лица, состоящего на учете службы пробации, средств на получение положенных по законодательству социальных пособий, социальных выплат, подачи документов на трудоустройство, обучение, медицинскую помощь;

юридическое консультирование по установленным законодательством правам на социальную помощь, социальное обеспечение и способы защиты от их нарушений;

оказание содействия в получении установленных законодательством льгот, пособий и других социальных выплат, способствующего решению вопросов, создающих условия для выхода из трудной жизненной ситуации;

3) предоставлении помощи в получении образования (при необходимости);

4) овладении профессией и трудоустройстве (при необходимости);

5) определении в организацию временного пребывания, оказывающую специальные социальные услуги (в случае, если лицо, отбывшее наказание, не имеет или утратило жилье);

6) получении иной помощи (при необходимости).

Индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи составил начальник (старший инспектор, инспектор) службы пробации

__________________ ___________ _______________________________

(звание) (подпись) (фамилия, инициалы)

С индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи ознакомлен и согласен ___________________________________ ___________

(фамилия и инициалы лица) (подпись)

"___" __________ 20__ г.

к Правилам оказания социально-

правовой помощи лицам,

состоящим на учете

Сноска. Постановление дополнено приложением 2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 06.04.2017 № 176 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

(начальник (старший инспектор, инспектор) службы пробации

совместно с сотрудником учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы по трудовому и бытовому устройству осужденных)

по результатам состояния здоровья, уровня образования и занятости трудом, наличия места жительства, а также иных сведений (лица, подпадающего под пенитенциарную пробацию) составили индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи в отношении ________________________________________________________________________________

(фамилия и инициалы лица)

после освобождения будет проживать ______________________________________________,

нуждается в оказании следующей социально-правовой помощи:

1) получении медицинской услуги (при необходимости);

2) правовой помощи (при необходимости):

оформление документов, имеющих юридическое значение, в случаях отсутствия у лица, состоящего на учете службы пробации, средств на получение положенных по законодательству социальных пособий, социальных выплат, подачи документов на трудоустройство, обучение, медицинскую помощь;

юридическое консультирование по установленным законодательством правам на социальную помощь, социальное обеспечение и способы защиты от их нарушений;

оказание содействия в получении установленных законодательством льгот, пособий и других социальных выплат, способствующего решению вопросов, создающих условия для выхода из трудной жизненной ситуации;

3) предоставлении помощи в получении образования (при необходимости);

4) овладении профессией и трудоустройстве (при необходимости);

5) определении в организацию временного пребывания, оказывающую специальные социальные услуги (в случае, если лицо, отбывшее наказание, не имеет или утратило жилье);

6) получении иной помощи (при необходимости).

Индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи составили начальник (старший инспектор, инспектор) службы пробации совместно с сотрудником по трудовому и бытовому устройству осужденных учреждения.

__________________ ___________ _______________________________

(звание) (подпись) (фамилия, инициалы)

__________________ ___________ _______________________________

(звание) (подпись) (фамилия, инициалы)

С индивидуальной программой оказания социально-правовой помощи ознакомлен и согласен ___________________________________ ___________

(фамилия и инициалы лица) (подпись)

"___" __________ 20__ г.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Состояние базы

  • Всего документов: 223665
  • На казахском языке: 112254
  • На русском языке: 111006
  • На английском языке: 405
  • Дата обновления: 19.01.2018
  • Документы по состоянию на: 12.01.2018

Служба поддержки

Правовая информационная служба МЮ РК

  • Бесплатный звонок с городских телефонов

119 по всему Казахстану

58-00-58 для гг.Астана, Алматы

Последние документы

Популярные документы

© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан

Формы оказания юридической помощи

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь - это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1).

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.

1. Понятие, формы и значение юридической помощи

1.1 Понятие юридической помощи

юридическая помощь адвокатура нотариат правоохранительный

Раз уж пошла речь о понятии юридической помощи и ее назначении, я постараюсь дать определение юридической помощи. Тут надо оговориться, что теоретически, понятия юридическая помощь и юридических услуг равнозначны, однако на практике принято использовать понятие юридических услуг для обозначения платной деятельности, а юридической помощи - для бесплатной деятельности. В свое работе я буду исходить из теоретического понятия, что юридическая помощь есть юридические услуги.

Итак, юридическая помощь это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан.

Действительно, юридическая помощь бывает государственной (государственный нотариат), негосударственной (коллегии адвокатов) или частной (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой). Профессиональность юристов и квалифицированность помощи является конституционной гарантией и необходимым условием оказания юридической помощи. Это положение, гарантированное Конституцией РФ, говорит о том, что все люди (это и адвокаты, и нотариусы, и люди, занимающиеся иными видами оказания юридической помощи)^, занимающиеся оказанием юридической помощи должны иметь высшее юридическое образование. Тем самым обеспечивается квалифицированность помощи.

Что касается лица, которому оказывается помощь, то это может быть как физическое лицо, причем всех статусов - гражданин страны, иностранный гражданин, а также лицо без гражданства, - так и юридическое лицо. Иногда предприятия и организации в своем составе образуют юридические отделы, которые работают, соответственно, на данную организацию или предприятие и оказывают ему и только ему юридическую помощь. Юридические услуги обычно платные, плата за юридические услуги определяется соглашением между клиентом и организацией, предоставляющей эти юридические услуги. В некоторых случаях юридическая помощь оказывается бесплатно. Конституция гарантирует оказание юридической помощи бесплатно в определенных случаях. Этот принцип содержится в уже приведенной выше ст. 48 Конституции РФ. Однако условия предоставления юридической помощи бесплатно в ней не оговариваются, а содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах.

В ст. 22 Положения об адвокатуре РСФСР установлено, что коллегии адвокатов оказывают бесплатно юридическую помощь, в частности, истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.

Президиум коллегии адвокатов, а также заведующий юридической консультацией вправе освободить клиента от оплаты юридической помощи полностью или частично с учетом имущественного положения и по другим причинам. Расходы по оказанию юридической помощи в указанных случаях берет на себя коллегия адвокатов или государство^.

Юридическая помощь оказывается бесплатно и в других случаях, предусмотренных законом, когда лицо не может оплатить юридическую помощь. В уголовном делопроизводстве такие случаи связаны с требованиями ст. 49 УПК об обязательном участии адвоката при производстве дознания, предварительного следствия, в суде; обязательно по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, и некоторым другим делам.

Актуальной является проблема причисления или не причисления организаций оказывающих юридическую помощь к правоохранительным органам. Эта проблема возникает в силу того, что законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому разные школы и отдельные ученые и исследователи трактуют проблему по-разному. Школа нашего юридического факультета МГУ отвечает на этот вопрос «причисляются». Несмотря на то, что многие организационные формы оказания юридической помощи с натяжкой можно назвать органами, тем более лишь малая их часть является государственной, они выполняют функцию сходную с функцией правоохранительных органов - охрана прав и законных интересов человека и гражданина, а также предприятий и организаций. И в учебнике «Правоохранительные Органы» под редакцией заведующего кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора в МГУ К.Ф. Гуценко прямо сказано, что одним из направлений правоохранительной деятельности является оказание юридической помощи. Критерием же причисления той или иной организации к правоохранительным органам решается удельным весом правоохранительной деятельности этой организации в общей массе ее деятельности. Учреждения по оказанию юридической помощи по этому критерию подпадают под правоохранительные органы.

Но тут может родиться много возражений. Во-первых, под определение правоохранительной деятельности юридическая помощь явно не подходит: большинство органов и организаций, оказывающих юридическую помощь, не являются государственными; не все они являются специально уполномоченными органами, многие структуры не применяют юридических мер воздействия. Во-вторых, многие исследователи сужают понятие правоохранительной деятельности до неузнаваемых размеров (например, до органов занимающихся охраной правопорядка), вследствие чего юридическая помощь (и не только она) выпадают из понятия правоохранительной деятельности. Последнее мнение, на мой взгляд, является ошибочным, и я не соглашусь со сторонниками сужения понятия. Ведь тут надо помнить о том, что правоохранительная деятельность - это деятельность по охране всех прав и свобод человека, а не какой-то их части. Это и гражданские и экономические и политические и социальные и другие, а не только отдельная их группа.

Я считаю, что этот нелегкий спор был усугублен введением этих пресловутых «иных форм организации юридической помощи», которые и привели к полной неопределенности. Если нотариат и адвокатуру с натяжкой можно назвать правоохранительными органами, то эти иные виды юридической помощи по всем параметрам не подпадают под определение правоохранительного органа. Поэтому можно говорить о влиянии времени, так как иные формы организации юридической помощи появились совсем недавно с возникновением демократического государства, в котором необходимо предусмотреть органы и организации, занимающиеся реальной защитой прав и интересов граждан во всех сферах общественной жизни. Соответственно нужно определиться: или исключить все негосударственные учреждения по оказанию юридических услуг из списка правоохранительных, или изменить понятие правоохранительного органа и правоохранительной деятельности. Я придерживаюсь первой точки зрения и считаю, что юридическая помощь - это достаточно широкий круг органов, организаций и учреждений обладающий множеством отличий, для того чтобы рассматривать его независимой от правоохранительных органов единицей.

Другое дело, что если исключить все негосударственные формы оказания юридической помощи из числа правоохранительных, тогда произойдет разрыв и нарушится единство форм, а этого допустить нельзя. Но для того чтобы иметь возможность судить о формах юридической помощи, необходимо рассмотреть это формы.

1.3 Формы оказания юридической помощи

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.

Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.

И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР 20 ноября 1980 г. и иными законодательными актами Российской Федерации. Права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством, прежде всего УПК, ГПК и КоАП.

Основными направлениями деятельности адвокатуры являются:

дача консультаций по юридическим вопросам, справок по действующему законодательству;

выступление в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого и подсудимого в уголовном судопроизводстве; это важное право и направление адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу - важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи.

осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам;

оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией;

Адвокаты организуют коллегии адвокатов - это, согласно Положению об адвокатуре в РСФСР, добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии.

Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

Но возникает проблема законодательства, так как Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции.

Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма "официальных" коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры - занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.

Нотариат - это тоже очень интересная форма организации юридической помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем более, его государственная часть, которая по всем признакам является правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между участниками договорных отношений. Важно то, что после освидетельствования у нотариуса юридический факт становится практически неоспоримым, т.е. если нотариус заверяет сделку с имуществом, то действительность этой сделки фактически не может быть подвергнута сомнению. И стороны не пойдут в суд для оспаривания некоторых ее условий, так как они в присутствии нотариуса изъявили желание заключить эту сделку, о чем есть нотариальная запись, т.е. нотариус официально зафиксировал, во-первых, правомерность заключения сделки, а во-вторых, желание сторон. Кроме того, нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Нотариусы, как и адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для принятия человека в ряды нотариусов.

Этот механизм описан в основном законе о нотариате - Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец, в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных палатах.

Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он состоит из трех частей - государственного нотариата, частного нотариата и должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то: удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты - в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии - в Федеральный союз адвокатов России (традиционные коллегии).

Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и сам частный нотариус действует от имени государства.

Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия»^. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного. Какие же основания у него для такого утверждения?

«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия».

На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами: общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства; это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и суд и нотариат осуществляют властные полномочия).

Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате (ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей.

В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид нотариата - частный - произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать отношения между частными и государственными нотариусами, которые действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе, создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за клиентов.

Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно урегулировать все противоречия и проблемы.

На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить, что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты очень напоминают коллегии, - они обладают схожими функциями (повышение квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и представляют собой самоуправляющиеся организации.

Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы организации юридической помощи»

Иные организационные формы оказания юридической помощи

В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще более или менее понятно - существовало Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.

Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно. Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия Положения эта ситуация еще больше усугубилась.

Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи, которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные формы не обладают надлежащими признаками, например, основным конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому юридическому лицу или частному предпринимателю.

Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф. Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют «иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того, параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в традиционные коллегии.

Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому просто невозможно привести характерные организационные формы, круг возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для определенной организации, или их публикация в периодическом издании; аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности.

И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как отмена лицензирования юридических услуг - это шаг явно непродуманный, а может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической помощи.^ Теперь же этот принцип фактически необязателен.

Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ;

стаж работы по юридической специальности не менее трех лет

для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу юридической деятельности.

2. Значение юридической помощи в современной России

Много раз в предшествовавшем повествовании упоминалось нынешнее состояние юридической помощи в России, новые шаги в законодательстве и значение этих шагов и юридической помощи в целом. В последние годы в стране заметно возрос спрос на юридические услуги. Это связано со всеми Великими Переменами, которые произошли в нашей стране в последнее время. Существенным изменением стало внедрение рыночных отношений в общественную и экономическую жизнь. Это изменение самым существенным образом повлияло на юридическую помощь. С возникновением и развитием рыночных отношений появилось много новых частнособственнических и гражданских отношений, которые урегулировались законом, соответственно участники этих отношений нуждались в помощи по разъяснению им этого законодательства. С другой стороны, все законодательство в какие-то несколько лет было в корне изменено или хотя бы частично отредактировано государственными органами различного уровня, и уже каждый гражданин нуждался в юридической помощи по новому, еще незнакомому и непонятному, законодательству. Государственная система правового обслуживания перестала справляться с потребностями новых рыночных отношений в обществе. Это способствовало возникновению коммерческих структур, основной или вспомогательной функцией которых стало оказание различных юридических услуг организациям и гражданам. Частным бизнесом на этом поприще начали заниматься и некоторые юристы-предприниматели. Рынок юридических услуг стал более эффективным и разнообразным. Это стало прибыльно и популярно, и теперь это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Появилось огромное количество новых форм организации юридической помощи, причем это связано не только с изменениями в государственном строе, но и с техническими нововведениями. Скажем, появились юридические фирмы, занимающиеся систематизацией и изданием нормативно-правовой базы на компьютерных носителях, публикация и возможность оказать помощь в поиске необходимого нормативно-правового акта в Глобальной Сети Интернет и т.д. Стремительно ворвавшись в нашу жизнь, юридическая помощь и в частности платные юридические услуги сразу же стали привычным и даже само собой разумеющимся явлением.

На самом деле, все новые формы юридической помощи не могли не возникнуть в новых условиях, так как для них была ниша, и они были востребованы населением.

Ни для кого не секрет, что очень многое изменилось в России за последние всего лишь десять лет. В лучшую или худшую сторону - решать не мне и не всем нам. Однако о некоторых вещих мы все же можем сказать с уверенностью. Я считаю, что все же, несмотря на все сегодняшние недостатки юридической помощи (законодательная и теоретическая несовершенство) - сейчас это намного более прогрессивный и демократичный вид юридической помощи, чем он был раньше, при советской власти. Пусть даже сейчас он работает не так хорошо, как тогда, ведь это вопрос времени, а не вопрос отсталости или антидемократичности идей. Сам факт, что впервые за долгие годы разрешено создавать юридические фирмы на коммерческой основе для помощи нуждающимся в них людям, что фирмам позволили представлять интересы этих людей в суде, что позволили юристам, не желающим входить в коллегии адвокатов, создавать свои коллегии, - все это не может расцениваться никак кроме прогресса, движения вперед, к лучшему и совершенному устройству государства и общества, организаций и сообществ, к полной выполнимости незыблемых демократических принципов: свободы, равенства людей, неприкосновенности личности, правосудия!…

Размещено на Allbest.ru

Понятие юридической службы и основные элементы системы оказания юридической помощи населению в Российской Федерации. Характеристика государственной, негосударственной и частной юридической помощи. Проблемы и пути развития юридической помощи в России.

Адвокатура до судебной реформы 1864 года. Присяжные поверенные и частные поверенные. Адвокатское право в период революций 1917 года. Главные пути оказания юридической помощи населению. Закон об адвокатуре 2002 г. Закон о бесплатной юридической помощи.

Понятие и значение квалифицированной юридической помощи. Правовое обоснование адвокатской деятельности в Республике Казахстан. Назначение и функции адвокатуры, принципы оказания юридической помощи населению. Статус адвоката, организация его деятельности.

Обобщение некоторых проблем становления концепции института юридической помощи в Российской Федерации. Конституционное и законодательное регулирование права на получение квалифицированной юридической помощи. Законы, регулирующие деятельность адвокатуры.

Источники правового регулирования отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи. Категории граждан, имеющих право на ее получение. Субъекты государственной системы оказания бесплатной юридической помощи, пути решения возникающих проблем.

Адвокатура как независимая добровольная организация квалифицированных юристов, созданная для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Признаки адвокатской деятельности. Права и обязанности адвокатов. Разграничение видов юридической помощи.

Оказание квалифицированной юридической помощи населению. Развитие судебного представительства. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры на современном этапе. Принципы функционирования адвокатуры и формы адвокатских образований в России.

Требования к кандидатам и порядок приобретения статуса адвоката. Принципы деятельности адвокатуры. Правила сохранения профессиональной тайны. Формы адвокатских образований. Правовые основы оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации.

Перечень случаев, по которым юридическая помощь оказывается бесплатно. Возмещение размера вознаграждения адвокатам при оказании бесплатной юридической помощи. Перечень документов, необходимых для получения гражданами России бесплатной юридической помощи.

Особенности и сущность развития двух институтов оказания юридической помощи: адвокатуры и деятельности юристов-лицензиатов. Формы аттестации юристов в Республике Беларусь. Правовые основы деятельности адвокатуры. Принцип работы Конституционного суда РФ.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены